К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАНИЯХ ОРГАНИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ О-ТЕОРИИ)
Даже простого взгляда на историю XX столетия достаточно для того, чтобы понять: мир не просто изменился самым решительным образом - мир вошел в качественно новую фазу своего развития. И определить эту фазу можно как фазу прогрессирующей нелинейности общественного развития. На эту нелинейность несколько десятков лет назад обратил внимание Э.Тоффлер: «…если последние 50 000 лет существования человека разделить на отрезки жизни приблизительно в 62 года каждый, то окажется около 800 таких отрезков жизни. Из этих 800 полных 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков жизни стало возможным эффективно передавать информацию от одного поколения к другому благодаря письменности. Только в последние шесть отрезков жизни массы людей увидели печатное слово. Только за последние четыре стало возможным измерить время с любой степенью точности. Только в последние два кто-то где-то использовал электрический двигатель. И подавляющее большинство всех материальных благ, которыми мы пользуемся в повседневной жизни в настоящее время, были придуманы в течение настоящего, 800-го отрезка жизни»1.
Э.Тоффлер конкретизировал эту четко выраженную тенденцию прогрессирующей нелинейности общественного развития через количественный анализ динамики изменений в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности: в сельском хозяйств, в биологической истории человечества, в урбанизации, в потреблении энергии, в росте промышленного производства. Не оставил он без внимания изменение в технологии, проявившееся и в скорости передвижения, и в темпах нововведений, и в накоплении знаний2.
В современных условиях темп изменений возрос еще больше, и его тенденция к прогрессированию подтверждается результатами исследования «Растущая цифровая среда. Прогноз всемирного роста объемов информации до 2010 года»3, объявленными в середине марта 2007 года корпорацией EMC. Это исследование, в частности, показало: в 2006 году количество созданной и скопированной во всем мире информации было равно 161 экзобайту (1 экозбайт равен 1 миллиону гигабайт), что примерно в 3 миллиона раз больше, чем содержится во всех когда бы то ни было написанных книгах. Но уже в 2010 году будет создано и скопировано 988 экзобайт, что превышает цифру 2006 года более чем в 6 раз, при этом ежегодный прирост информации составит 57 процентов. При этом темпы роста объема цифровой информации в развивающихся странах будут превышать темпы роста объема информации в развитых странах на 30-40 %.
- Так называемые Х-Теория (Ф.Тэйлор), Y-Теория (Д.Мак Грегори) и Z-Теория (В.Оучи), задающие, по мнению некоторых ученых и специалистов, общую траекторию повышения эффективности и культуры бизнеса, в том числе через его институциональную модернизацию, представляют собою на самом деле модификации одной и той же парадигмы устроения человеческого общества, которую справедливо определить как манипуляционную. Что означает: X + Y + Z = M, где М – плоскость, на которой господствует механичная, отжившая свое неоклассическая рабочая модель человека, задающая «социоген» современной экономической теории, недостаточность которой в условиях прогрессирующей нелинейности общественного развития видна не вооруженным изощренным научным инструментарием глазом. Плоскостной характер М-Пространства при этом означает, что нет никакого качественного различия между упомянутыми X, Y и Z-подходами, они представляют собою различные аспекты доминирующей на протяжении всей истории человечества М-Парадигмы и, соответственно, их смена не означает подлинного развития бизнеса и обретения им способности справиться с нарастающими вызовами времени.
- Подлинным развитием человеческого сообщества, знаменующим его выход на принципиально новый уровень эффективности и качества, на уровень способности адекватного решения всего комплекса стоящих перед человечеством локальных и глобальных проблем, является овладение человечеством О-Парадигмой общественного мировидения и общественного действия, О-Парадигмой, опирающейся на органичную модель человека и обеспечивающую систему создания условий для его полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации). Именно в рамках О-Парадигмы человек из объекта манипуляций превращается в подлинного субъекта планетарного развития, из части проблемы превращается в часть решения, из «механизма» («говорящего орудия эпохи Интернета») превращается в «организм», подлинно живое и стремящееся к бесконечному развитию явление космического масштаба.
- Переход от М-Парадигмы к О-Парадигме осуществляется, в первую очередь, через целенаправленное преобразование существующей институциональной платформы, достаточно стихийно складывавшейся тысячелетиями и несущей в себе не только выдающиеся достоинства, но и смертельно опасные для человечества, входящего в полосу прогрессирующей нелинейности общественного развития, недостатки. Задача О-Преобразования существующего институционального фундамента общества относится к классу наиболее сложных общественных задач и требует опережающего отражения в экономической и других общественных науках. Именно о содержании этого преобразования применительно к экономической науке, которой предстоит освоить свою органичную сущность, и пойдет далее речь в предложенной любезному вниманию заинтересованного читателя статье.
- Утверждение в качестве доминирующего общественного института принципиально нового типа собственности, собственности потребителя на средства производства. Это преобразование глобального рыночного основания влечет за собою самые кардинальные в истории человечества перемены в его экономическом бытии, связанные с переходом консолидированного потребителя от косвенного, через пресловутую "невидимую руку" рынка, к прямому управлению производительными силами.
- Фундаментом рынка будущего, соответственно, станет не капитал бизнесмена и бюрократии, а капитал "кормящей" собственности потребителя.
- Основой развития хозяйственной системы человечества становится управление сменой технологий, осуществляемое в интересах, за счет и по прямому поручению соорганизованного (консолидированного) потребителя.
- Человек рассматривается не как субъект рыночной активности, а как объект манипуляций со стороны рыночных стимулов, менеджерских воздействий и иных внешних по отношению к нему факторов.
- Основанием для надлежащего реагирования человека на все предъявляемые к нему стимулы является его абсолютная рациональность, то есть безусловное и последовательное стремление к примитивной коммерческой выгоде.
- Понятие рациональности человечества простирается не только на его рыночное поведение в качестве потребителя, но и на его предельную унифицированность как наемного работника или инвестора.
Подобное отношение к человеку, царящее сегодня в общественном сознании так называемых развитых стран, отнюдь не столь безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Оно воспроизводится в репрессивном унифицирующем воздействии на уникальность каждой личности со стороны системы образования, бюрократии и бизнеса, воздействии, многократно усиливаемом дезориентированной семьей. И если во времена относительно стабильных общественных изменений подобное отношение к человеку воспринималось обществом как относительно результативное, то в условиях прогрессирующей нелинейности общественных изменений подобный подход к использованию уникального потенциала уникального человека приобретает разрушительный для человечества характер.
2. В рамках этого процесса человечество имеет самостоятельную задачу, свою Высшую Миссию, свое Высокое Предназначение, и существует лишь постольку, поскольку потенциал выполнения этой миссии еще не исчерпан.
3. Наличие или исчерпание потенциала выполнения своей миссии человечеством, равно как и любым человеком, а также любым общественным институтом, определяется следующими факторами:
- Траекторией Гармониума, описывающей идеальную кривую поведения человечества, обеспечивающую наилучшие результаты выполнения Миссии;
- реальной траектории развития человечества или иной целеустремленной системы, в большей или меньшей степени удаляющейся от Траектории Гармониума (это удаление можно определить как дисгармонический разрыв);
- величиной дисгармонического разрыва, достижение которой критического значения означает принципиальную невозможность для человечества выполнить свою Миссию и неизбежную его утилизацию.
5. Миссия человечества может быть выполнена исключительно через выполнение своей уникальной миссии каждым без исключения членом планетарного сообщества, и именно на создание надлежащих условий для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) каждого человека и должна быть направлена активность всех общественных институтов.
Таким образом, рабочая модель человека в органичной экономике, равно как в органичной общественной науке и, соответственно, в органичном обществе, может быть в своих основных чертах представлена следующим образом.
- Человек является не объектом рыночных манипуляций, а субъектом построения и развития рыночного пространства, при этом строгое следование человека своему призванию обеспечивает его наивысшую рыночную ценность и наилучшие коммерческие результаты рыночной активности.
- Человек обладает абсолютной рациональностью, но эта рациональность опирается на адекватное представление об иерархии административных, экономических, социальных и духовных стимулов, при верховенстве последних.
- Ключевой рыночной ценностью человека является его абсолютная уникальность, поддерживаемая всеми общественными и рыночными институтами, соответственно не человек должен подстраиваться под институт, а институт должен преобразовываться с учетом динамики каждого своего подопечного.
Переход от механичного представления о человеке к органичному не является плодом стремления к некоему интеллектуально значимому совершенству. Необходимость этого перехода является следствием действия законов общественного развития, столь же непреложных, как закон всемирного тяготения, равно как и иные физические законы, хотя и несколько более инерционных в своем санкционирующем последействии. Поэтому институциональная недостаточность человечества (а именно так можно охарактеризовать современное состояние человеческого общества, положившего в основу своих институтов архаичные основания рыночного фундаментализма и бюрократического тоталитаризма), результатом которой является подавление индивидуальности человека, должна быть преодолена в исторически кратчайшие сроки. И путем этого преодоления может стать только путь целенаправленного формирования институциональной платформы нового поколения, органичной институциональной платформы, образуемой органичными институтами, предназначением которых является единственно создание необходимых и достаточных условий для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) своих подопечных.
- Минимум издержек
- Максимум определенности
- Оптимум гуманистичности, понимаемой как способность института создавать надлежащие условия для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) каждого своего подопечного
- Включение в цену любого продукта полного объема затрат на его утилизацию и нейтрализацию негативных экологических последствий, связанных с его использованием.
- Безусловное обеспечение целевого использования экологических платежей в месте, где продукт утилизируется либо наносит вред окружающей среде.
- Опережающее финансирование создания инфрасреды раздельного сбора и эффективной переработки всех типов отходов, опирающейся на культуру управления сменой одновременно всего комплекса экологических технологий, осуществляемого за счет, в интересах и по прямому поручению консолидированного (сорганизованного в глобальном масштабе) потребителя.
- Переход к собственности потребителя на средства производства в сочетании с управлением сменой технологий «от Потребителя» и народным предпринимательством обеспечивает весьма существенное снижение трансформационных, транспортационных и трансакционных издержек потребителя, а также создает условия для минимизации адаптационных и институциональных затрат.
- Реализация в логике народного предпринимательства органичного принципа, согласно которому каждый человек должен заниматься своим делом, скрупулезно следовать своему призванию и наращивать свой потенциал выполнения своей миссии на земле обеспечивает кардинальное повышение эффективности процессов подготовки, принятия и надлежащего выполнения сложнейших решений в условиях нелинейного роста неопределенности среды.
- Переход к глобальной эмиссии и организации свободного обращения совершенных товарных, авторских и частных фондоденег, равно как и поддерживающим эти процессы общественным институтам позволит не только сдуть мыльный пузырь портфельных инвестиций, но и обеспечить многократно более точную подстройку каждого инвестиционного акта под нужды человечества.
Переход от механичной к органичной экономике и, соответственно, от механичной экономической теории к органичной экономической теории суть необходимое следствие действия объективных законов развития общества. И чем раньше конкретная национальная экономика встанет на рельсы этого перехода, тем более выгодные позиции на глобальном меняющемся рынке она займет.
1 Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002, с.25
2 Там же, с.25-44
3 The Expanding Digital Universe. A Forecast of Worldwide Information Growth Through 2010. - March 2007. An IDC White Paper – sponsored by EMC