Цивилизационная Армос-Концепция

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАНИЯХ ОРГАНИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ О-ТЕОРИИ)

Даже простого взгляда на историю XX столетия достаточно для того, чтобы понять: мир не просто изменился самым решительным образом - мир вошел в качественно новую фазу своего развития. И определить эту фазу можно как фазу прогрессирующей нелинейности общественного развития. На эту нелинейность несколько десятков лет назад обратил внимание Э.Тоффлер: «…если последние 50 000 лет существования человека разделить на отрезки жизни приблизительно в 62 года каждый, то ока­жется около 800 таких отрезков жизни. Из этих 800 полных 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков жизни стало воз­можным эффективно передавать информацию от одного поколения к другому благодаря письменности. Только в последние шесть отрезков жизни массы людей увидели пе­чатное слово. Только за последние четыре стало возмож­ным измерить время с любой степенью точности. Только в последние два кто-то где-то использовал электрический двигатель. И подавляющее большинство всех материальных благ, которыми мы пользуемся в повседневной жизни в настоящее время, были придуманы в течение настоящего, 800-го отрезка жизни»1.

Э.Тоффлер конкретизировал эту четко выраженную тенденцию прогрессирующей нелинейности общественного развития через количественный анализ динамики изменений в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности: в сельском хозяйств, в биологической истории человечества, в урбанизации, в потреблении энергии, в росте промышленного производства. Не оставил он без внимания изменение в технологии, проявившееся и в скорости передвижения, и в темпах нововведений, и в накоплении знаний2.

В современных условиях темп изменений возрос еще больше, и его тенденция к прогрессированию подтверждается результатами исследования «Растущая цифровая среда. Прогноз всемирного роста объемов информации до 2010 года»3, объявленными в середине марта 2007 года корпорацией EMC. Это исследование, в частности, показало: в 2006 году количество созданной и скопированной во всем мире информации было равно 161 экзобайту (1 экозбайт равен 1 миллиону гигабайт), что примерно в 3 миллиона раз больше, чем содержится во всех когда бы то ни было написанных книгах. Но уже в 2010 году будет создано и скопировано 988 экзобайт, что превышает цифру 2006 года более чем в 6 раз, при этом ежегодный прирост информации составит 57 процентов. При этом темпы роста объема цифровой информации в развивающихся странах будут превышать темпы роста объема информации в развитых странах на 30-40 %.

Экономисты любят числа. Числа любят и энтузиасты других наук. Именно они породили идею, что всякая наука становится таковой лишь тогда, когда она овладевает математикой. Но в современных условиях ускорения общественных и рыночных изменений даже столь впечатляющие цифры, приведенные выше, не способны в должной мере передать всю специфику современного нам периода. Ибо самым важным в набирающих темп переменах являются не количественные, а качественные изменения. В терминах одной из модных научных концепций, которую можно определить как XYZ-Концепцию, содержание происходящих ныне качественных изменений в экономической сфере можно определить следующим образом:
  1. Так называемые Х-Теория (Ф.Тэйлор), Y-Теория (Д.Мак Грегори) и Z-Теория (В.Оучи), задающие, по мнению некоторых ученых и специалистов, общую траекторию повышения эффективности и культуры бизнеса, в том числе через его институциональную модернизацию, представляют собою на самом деле модификации одной и той же парадигмы устроения человеческого общества, которую справедливо определить как манипуляционную. Что означает: X + Y + Z = M, где М – плоскость, на которой господствует механичная, отжившая свое неоклассическая рабочая модель человека, задающая «социоген» современной экономической теории, недостаточность которой в условиях прогрессирующей нелинейности общественного развития видна не вооруженным изощренным научным инструментарием глазом. Плоскостной характер М-Пространства при этом означает, что нет никакого качественного различия между упомянутыми X, Y и Z-подходами, они представляют собою различные аспекты доминирующей на протяжении всей истории человечества М-Парадигмы и, соответственно, их смена не означает подлинного развития бизнеса и обретения им способности справиться с нарастающими вызовами времени.
  2. Подлинным развитием человеческого сообщества, знаменующим его выход на принципиально новый уровень эффективности и качества, на уровень способности адекватного решения всего комплекса стоящих перед человечеством локальных и глобальных проблем, является овладение человечеством О-Парадигмой общественного мировидения и общественного действия, О-Парадигмой, опирающейся на органичную модель человека и обеспечивающую систему создания условий для его полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации). Именно в рамках О-Парадигмы человек из объекта манипуляций превращается в подлинного субъекта планетарного развития, из части проблемы превращается в часть решения, из «механизма» («говорящего орудия эпохи Интернета») превращается в «организм», подлинно живое и стремящееся к бесконечному развитию явление космического масштаба.
  3. Переход от М-Парадигмы к О-Парадигме осуществляется, в первую очередь, через целенаправленное преобразование существующей институциональной платформы, достаточно стихийно складывавшейся тысячелетиями и несущей в себе не только выдающиеся достоинства, но и смертельно опасные для человечества, входящего в полосу прогрессирующей нелинейности общественного развития, недостатки. Задача О-Преобразования существующего институционального фундамента общества относится к классу наиболее сложных общественных задач и требует опережающего отражения в экономической и других общественных науках. Именно о содержании этого преобразования применительно к экономической науке, которой предстоит освоить свою органичную сущность, и пойдет далее речь в предложенной любезному вниманию заинтересованного читателя статье.
Разумеется, объем журнальной статьи недостаточен для детального обоснования представляемого в ней подхода. Соответственно стиль изложения необходимо будет тезисным, что, возможно, поможет избежать повторов и излишних комментариев. При этом будет соблюдаться правило «от всеобщего через особенное к частному», которое обязывает автора начать с перечисления наиболее существенных с точки зрения экономики глобальных тенденций развития общества, каковыми можно считать следующие:
  1. Утверждение в качестве доминирующего общественного института принципиально нового типа собственности, собственности потребителя на средства производства. Это преобразование глобального рыночного основания влечет за собою самые кардинальные в истории человечества перемены в его экономическом бытии, связанные с переходом консолидированного потребителя от косвенного, через пресловутую "невидимую руку" рынка, к прямому управлению производительными силами.
  2. Фундаментом рынка будущего, соответственно, станет не капитал бизнесмена и бюрократии, а капитал "кормящей" собственности потребителя.
  3. Основой развития хозяйственной системы человечества становится управление сменой технологий, осуществляемое в интересах, за счет и по прямому поручению соорганизованного (консолидированного) потребителя.
Разумеется, этот перечень далеко не исчерпывает содержание и своеобразие происходящих перемен, но он демонстрирует всю их масштабность и глубину. И позволяет уверенно сделать вывод о том, что в этих условиях традиционная экономическая наука, сформировавшаяся в условиях практически линейного развития экономики на базе относительной стабильности фундаментальных оснований хозяйственной деятельности человечества, попадает в ситуацию, когда ее инструментарий, относительно неплохо справлявшийся со своими задачами на максимально пологих участках кривой развития человечества, оказывается малопригодным в ситуации прогрессирующей нелинейности общественного развития. И ключевой причиной несоответствия современного нам экономического мейнстрима является системная неадекватность рабочей модели человека, используемой сегодня не только в экономической науке, но и в социально-экономической практике. Суть этой модели в самых общих чертах можно определить следующим образом:
  1. Человек рассматривается не как субъект рыночной активности, а как объект манипуляций со стороны рыночных стимулов, менеджерских воздействий и иных внешних по отношению к нему факторов.
  2. Основанием для надлежащего реагирования человека на все предъявляемые к нему стимулы является его абсолютная рациональность, то есть безусловное и последовательное стремление к примитивной коммерческой выгоде.
  3. Понятие рациональности человечества простирается не только на его рыночное поведение в качестве потребителя, но и на его предельную унифицированность как наемного работника или инвестора.

Подобное отношение к человеку, царящее сегодня в общественном сознании так называемых развитых стран, отнюдь не столь безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Оно воспроизводится в репрессивном унифицирующем воздействии на уникальность каждой личности со стороны системы образования, бюрократии и бизнеса, воздействии, многократно усиливаемом дезориентированной семьей. И если во времена относительно стабильных общественных изменений подобное отношение к человеку воспринималось обществом как относительно результативное, то в условиях прогрессирующей нелинейности общественных изменений подобный подход к использованию уникального потенциала уникального человека приобретает разрушительный для человечества характер.

Идущая на смену механичной парадигме общественных наук органичная научная парадигма, равно как и органичная экономика, должна опираться на систему базовых аксиом, которые могут быть определены как аксиомы органичности и представлены в самом первом приближении следующим образом:
 
     1. Человечество появилось не в результате случайной, а в процессе целеустремленного развития живой материи. При этом вопрос об источнике этого развития не является для человечества принципиальным.
     2. В рамках этого процесса человечество имеет самостоятельную задачу, свою Высшую Миссию, свое Высокое Предназначение, и существует лишь постольку, поскольку потенциал выполнения этой миссии еще не исчерпан.
    3. Наличие или исчерпание потенциала выполнения своей миссии человечеством, равно как и любым человеком, а также любым общественным институтом, определяется следующими факторами:
  • Траекторией Гармониума, описывающей идеальную кривую поведения человечества, обеспечивающую наилучшие результаты выполнения Миссии;
  • реальной траектории развития человечества или иной целеустремленной системы, в большей или меньшей степени удаляющейся от Траектории Гармониума (это удаление можно определить как дисгармонический разрыв);
  • величиной дисгармонического разрыва, достижение которой критического значения означает принципиальную невозможность для человечества выполнить свою Миссию и неизбежную его утилизацию.
   4. Миссией человечества является оживление, одушевление и одухотворение Вселенной, и для этого оно наделено всем необходимым, включая идеальные условия жизни на Земле, сохранение и, в нашем запущенном случае, воссоздание которых суть критически важное условие выполнения им своей миссии.
     5. Миссия человечества может быть выполнена исключительно через выполнение своей уникальной миссии каждым без исключения членом планетарного сообщества, и именно на создание надлежащих условий для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) каждого человека и должна быть направлена активность всех общественных институтов.

Таким образом, рабочая модель человека в органичной экономике, равно как в органичной общественной науке и, соответственно, в органичном обществе, может быть в своих основных чертах представлена следующим образом.

  1. Человек является не объектом рыночных манипуляций, а субъектом построения и развития рыночного пространства, при этом строгое следование человека своему призванию обеспечивает его наивысшую рыночную ценность и наилучшие коммерческие результаты рыночной активности.
  2. Человек обладает абсолютной рациональностью, но эта рациональность опирается на адекватное представление об иерархии административных, экономических, социальных и духовных стимулов, при верховенстве последних.
  3. Ключевой рыночной ценностью человека является его абсолютная уникальность, поддерживаемая всеми общественными и рыночными институтами, соответственно не человек должен подстраиваться под институт, а институт должен преобразовываться с учетом динамики каждого своего подопечного.
На уровне общих рассуждений эти тезисы, скорее всего, не вызовут никаких возражений. Проблемы начинаются тогда, когда речь заходит о том, чтобы из плоскости абстрактных построений эти тезисы перевести в плоскость организационно-технологической реализации. Можно утверждать, что существующие институты, настроенные на подавление уникальности человеческой личности, что бы ни говорили о свободе, демократии и развитии – существующие институты не способны не то что бы поддерживать подобный подход, они не способны даже понять, о чем идет речь. И именно эта их неспособность и лежит в основании того, что можно определить как институциональную недостаточность человечества.

Переход от механичного представления о человеке к органичному не является плодом стремления к некоему интеллектуально значимому совершенству. Необходимость этого перехода является следствием действия законов общественного развития, столь же непреложных, как закон всемирного тяготения, равно как и иные физические законы, хотя и несколько более инерционных в своем санкционирующем последействии. Поэтому институциональная недостаточность человечества (а именно так можно охарактеризовать современное состояние человеческого общества, положившего в основу своих институтов архаичные основания рыночного фундаментализма и бюрократического тоталитаризма), результатом которой является подавление индивидуальности человека, должна быть преодолена в исторически кратчайшие сроки. И путем этого преодоления может стать только путь целенаправленного формирования институциональной платформы нового поколения, органичной институциональной платформы, образуемой органичными институтами, предназначением которых является единственно создание необходимых и достаточных условий для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) своих подопечных.

В целом процесс институционального обновления человечества подчиняется критерию исторической перспективности общественных институтов, согласно которому историческую перспективу имеют лишь те из них, что обеспечивают одновременное достижение следующих показателей:
  1. Минимум издержек
  2. Максимум определенности
  3. Оптимум гуманистичности, понимаемой как способность института создавать надлежащие условия для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) каждого своего подопечного
Важнейшей характеристикой органичной экономики является ее безусловная экологическая ориентация, обеспечивающая опережающее профицитное финансирование всего комплекса экологических программ. Механичная экономика построена на более чем абсурдных основаниях, когда цена определяется фактическими затратами на производство той или иной продукции, при этом стоимость работ по надлежащей (абсолютной) утилизации образующихся отходов относится на издержки общества и считается второстепенной. Органичная экономика обеспечит следующие решения, призванные кардинально изменить ситуацию паразитирования в экономике и создать достаточные стимулы для восстановления окружающей среды:
  1. Включение в цену любого продукта полного объема затрат на его утилизацию и нейтрализацию негативных экологических последствий, связанных с его использованием.
  2. Безусловное обеспечение целевого использования экологических платежей в месте, где продукт утилизируется либо наносит вред окружающей среде.
  3. Опережающее финансирование создания инфрасреды раздельного сбора и эффективной переработки всех типов отходов, опирающейся на культуру управления сменой одновременно всего комплекса экологических технологий, осуществляемого за счет, в интересах и по прямому поручению консолидированного (сорганизованного в глобальном масштабе) потребителя.
Понимаемая таким образом органичная экономика не только наилучшим образом приспособлена к решению стоящих перед нею задач в условиях прогрессирующей нелинейности общественного развития, но и обладает на порядок более высокой эффективностью в сравнении с традиционной, механичной рыночной экономикой, что объясняется достаточно просто:
  1. Переход к собственности потребителя на средства производства в сочетании с управлением сменой технологий «от Потребителя» и народным предпринимательством обеспечивает весьма существенное снижение трансформационных, транспортационных и трансакционных издержек потребителя, а также создает условия для минимизации адаптационных и институциональных затрат.
  2. Реализация в логике народного предпринимательства органичного принципа, согласно которому каждый человек должен заниматься своим делом, скрупулезно следовать своему призванию и наращивать свой потенциал выполнения своей миссии на земле обеспечивает кардинальное повышение эффективности процессов подготовки, принятия и надлежащего выполнения сложнейших решений в условиях нелинейного роста неопределенности среды.
  3. Переход к глобальной эмиссии и организации свободного обращения совершенных товарных, авторских и частных фондоденег, равно как и поддерживающим эти процессы общественным институтам позволит не только сдуть мыльный пузырь портфельных инвестиций, но и обеспечить многократно более точную подстройку каждого инвестиционного акта под нужды человечества.

 

Переход от механичной к органичной экономике и, соответственно, от механичной экономической теории к органичной экономической теории суть необходимое следствие действия объективных законов развития общества. И чем раньше конкретная национальная экономика встанет на рельсы этого перехода, тем более выгодные позиции на глобальном меняющемся рынке она займет.

 

1 Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ООО «Изда­тельство ACT», 2002, с.25

2 Там же, с.25-44

3 The Expanding Digital Universe. A Forecast of Worldwide Information Growth Through 2010. - March 2007. An IDC White Paper – sponsored by EMC