Цивилизационная Армос-Концепция

Консолидированный потребитель как надлежащий субъект управления сменой технологий


Вхождение человечества в исторический период прогрессирующей нелинейности общественного развития предъявляет принципиально новые требования к качеству и полноте научно-технического прогресса, который становится критически значимым фактором выживания и развития человечества как биологического вида и уникального социального феномена. При этом особую важность приобретает требования полноты и качества научно-технического прогресса, требования, которые ранее пребывали на периферии научного знания и практической деятельности, а сегодня очевидным образом приобретают центральную роль. Сутью требований полноты и качества научно-технического прогресса является утверждение культуры управления сменой технологий, влияющих на эффективность использования человечеством находящихся в зоне его достижимости ресурсов.

 

Культура управления сменой технологий предполагает одновременное решение следующих основных проблем:
  1. Обеспечение надлежащего темпа и полноты научного поиска, что означает, что все научные открытия, включая открытия в области общественных наук, которые могут быть сделаны при текущем уровне развития общества, должны быть сделаны.
  2. Все технологии, включая социальные, которые могут быть разработаны при текущем уровне развития общества, должны быть разработаны и гармонизированы между собой.
  3. Наконец, постоянно гармонизируемый комплекс технологий должен находиться в процессе непрерывного целенаправленного внедрения, оптимизации и обновления.
По сути дела, культура управления сменой технологий представляет в своей сущности признание принудительного, внешнего по отношению к человечества, а не произрастающего из его внутренних движений, характера научно технического прогресса, определяемого динамикой нелинейности и содержанием общественного развития, проявляющегося в глобальных тенденциях развития человечества. И чем дальше от оптимальной траектории развития научно-технического прогресса, его траектории гармониума, отклоняется человечество, тем с более серьезными проблемами и более значительные угрозами оно сталкивается.

Наиболее наглядным примером сложившейся ситуации является нарастание кризисных проявлений в планетарном сообществе, связанное с действием следующих масштабных отклонений от траектории гармониума научно-технического прогресса:
  1. Применение дефективных технологий социального развития общества, направленных на унификацию членов планетарного сообщества в качестве "говорящих орудий" эпохи интернета и манипулируемых особей.
  2. В силу очевидных интересов власть и деньги предержащих, связанных с сохранением системы эксплуатации, наук об обществе как таковых, включая экономическую науку, не было, нет и не могло быть, поскольку так называемым истеблишментом поддерживались, поддерживаются и будут поддерживаться исключительно наукообразные сервисы, освящающие их прямое и косвенное господство над основной массой членов планетарного сообщества.
  3. Отсутствие подлинного научного знания о природе хозяйственной деятельности человечества позволило захватить господствующие позиции в политическом и деловом мышлении либеральной догме, провозгласившей в качестве единственной добродетели человеческой ненасытную алчность, которую следует утолять всеми возможными способами, включая очевидно незаконные.
  4. Выстроенная по чертежам либералов и под их неусыпным авторским контролем финансовая система, полностью оторванная от ресурсной базы и процесса физического производства, из средства превратилась в самоцель, наилучшим образом приспособленную для "обдирания активов", рукотворный апофеоз чего в форме беспрецедентно разрушительного для реального сектора глобального финансового кризиса разворачивается прямо на наших глазах.
  5. Отношение либеральной догмы к природным ресурсам как дармовому фону для проведения финансовых операций, проявившееся в беспрецедентной по своему преступному потенциалу нулевой оценке стоимости экологического ущерба в процессе добычи природных ресурсов, их переработки и последующей утилизации, привело к экологически ущербному развитию технологий с хорошо известными последствиями.
Ключевыми причинами сложившегося положения является институциональная недостаточность человечества, и в первую очередь - его ключевых на сегодня институтов, института бюрократии и института бизнеса (отметим, что бюрократия в данном случае определяется как институт управления так называемыми общедоступными и государственными ресурсами, а бизнес - как институт "делания" денег из денег). Природу института бюрократии можно представить следующим образом:
  • недостижимые в принципе цели, что связано как с объективно бесконечным характером целей (наилучшее решение всех проблем общества), так и с применением самого неэффективного механизма консолидации человеческого потенциала, административной иерархии;
  • вытекающие из полной недееспособности и столь же полной безответственности бюрократии относительно принятых на себя обязательств ее принципиальная лживость и необходимая редукция реальных целей до личного обогащения с всемерной минимизацией сопутствующих рисков, что означает следующее: коррупция составляет тщательно скрываемую сущность бюрократии, а отнюдь не ее побочный дефект;
  • ненаследуемость бюрократического "кормления" и сверхзависимость от "сюзерена", что обеспечивает окончательный отрыв любого бюрократа от декларируемых целей в пользу "командной игры" на поле приватизации прибылей и национализации убытков.

Соответственно природу бизнеса можно определить как:

  • преследование наиболее примитивных целей собственного обогащения "любой ценой" (покупай дешевле - продавай дороже), открыто противостоящих целям общества и провозглашенных власть и деньги предержащими "священными";
  • принципиальную лживость, в основе которой лежит асимметричность рыночной информации, в народе известная как "не обманешь - не продашь";
  • полная аморальность и безнравственность, готовность ради прибыли на любое преступление.
Общим свойством зрелого бизнеса и бюрократии применительно к проблеме научно-технического прогресса является их принципиальная невосприимчивость к инновациям, вызываемая их естественным стремлением к сохранению статус кво. Спорадический же, бессистемный и эклектический характер вынужденных инноваций, даже отдаленно не напоминающих "управление сменой технологий", порождается, с одной стороны, частной бюрократической и предпринимательской собственностью на средства производства, а с другой стороны - отрицательной селекцией кадров, определяемой их антиобщественной природой. При этом определяющую роль для характера инновационного процесса играет именно господствующий тип собственности на средства производства, продуцирующий основные характеристики всех без исключения производных общественных институтов и формирующий таким образом уровень социально-экономической эффективности общества.

Рассмотренная выше совокупность факторов, влияющих на характер научно-технического прогресса, необходимо приводит нас к следующим выводам:
  1. Человечеству жизненно важно овладеть культурой управления сменой технологий.
  2. Господствующие сегодня институты бюрократии и бизнеса, равно как и иные существующие производные от них общественные институты, не способны стать субъектами овладения культурой управления сменой технологий.
  3. Надлежащий субъект управления сменой технологий должен опираться на новый тип собственности на средства производства, настроенный на следование общим, а не частным интересам.
Тщательное исследование проблемы овладения человечеством культурой управления сменой технологий показало, что единственно возможным надлежащим субъектом управления сменой технологий является соорганизованный (консолидированный) инвестиционно активный потребитель, опирающийся на институт собственности потребителя на средства производства и осуществляющий в опоре на этот институт прямое, а не через посредство мифической "невидимой руки рынка", управление производительными силами.

Ключевая позиция консолидированного потребителя в управлении научно-техническим прогрессом обусловлена действием следующих основных факторов:

  1. Потребитель, в отличие от бизнесмена и бюрократа, ориентированных исключительно на собственное обогащение за счет общества, заинтересован в комплексном улучшении своей жизни с учетом совершенствования социальной сферы, повышения качества потребительских товаров, снижения издержек потребления, преодоления деградации окружающей среды и общественной нравственности.
  2. Потребитель не заинтересован в поддержке той или иной технологии, что является в большинстве случаев сутью делового поведения бизнесмена и бюрократа, следовательно, он свободен в выборе наиболее перспективных технологий вне зависимости от корпоративных, клановых или иных привязанностей, оказывающих весьма серьезное воздействие на инновационное поведение бизнеса и бюрократии
  3. Наконец, потребитель заинтересован в одновременной гармонизации всех сторон своей жизнедеятельности, а не в реализации некоего набора пусть даже представляющихся сверхэффективными технологий, на что обычно ориентированы бизнес и бюрократия.
Центральная роль в деле управления сменой технологий института собственности потребителя на средства производства, представляющего собою синтез принадлежащей потребителю доли имущественного (!) производительного комплекса предприятия, соответствующей доли продукции (в физическом, а не финансовом) выражении и обязательства заблаговременной оплаты пропорциональной части полных производственных затрат, предопределяется следующим:
  1. Этот тип собственности, необходимо предусматривающий исключение из контура взаимодействия между потребителем и производителем всего спектра не являющихся необходимыми посредников, обеспечивает естественность перехода потребителя к прямому управлению процессом развития принадлежащих ему производительных сил, поскольку в этой ситуации и определение стратегии развития, и выбор ее инновационной составляющей, и полномасштабное финансирование процесса управления сменой технологий на отдельно взятом предприятии возлагается именно на потребителя.
  2. Поскольку концепция капитала "кормящей" собственности, являющаяся центральной в логике потребительской капитализации научно-технического прогресса, ориентирована на капитализацию потребителем всего спектра своих потребительских затрат, то собственность потребителя на средства производства является идеальным основанием для гармонизируемого синхронного развития всех без исключения технологий, обеспечивающих потребителю надлежащие условия для его полного самоосуществления.
  3. Коль скоро собственность потребителя на средства производства носит принципиально атомарный характер (где "атомом" является имущественная доля, обеспечивающая физическое потребление одного человека), то она обладает очевидным свойством гармонизации интересов технологического совершенствования практически не ограниченного числа потребителей.
Разумеется, освоение потребителем своей роли как субъекта управления сменой одновременно всего комплекса технологий, влияющих на социально-экономическую эффективность общества, нуждается в весьма серьезном, в первую очередь институциональном, обеспечении. А именно:
  1. Системы потребительсконо экспертирования, сертифицирования и объемного декомпозируемого рейтингового оценивания всего спектра товаров, участий и услуг в контексте их технологического уровня, а также собственно инвестиционной перспективности научных открытий, разработок и технологий, от социальных до производственных.
  2. Система отбора, гармонизации и управления сменой технологий, концентрирующая свои усилия на разработке и опережающем уточнении гипотезы развития научно-технического прогресса в будущем и формирующая оптимальные программы согласованного внедрения всего комплекса технологий, определяющих социально-экономическую и экологическую эффективность общества
  3. Система финансирования перспективных научных исследований, имеющая своей целью решительное повышение технологического уровня общества в результате использования в качестве "технологической точки опоры" процесса опережающего научного поиска
Необходимо также и решительное повышение образовательно-делового уровня потребителя. Здесь центром приложения усилий рассматривается внедрение образовательно-деловых технологий, ориентированных на создание наилучших условий для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) человека. При этом соответствующее институциональное пространство задается целокупностью институтов, поддерживающих прямое синтез-взаимодействие потребителя и производителя, от систем потребительской приемки на предприятиях до систем консолидации всего спектра потребительских пулов.

Наконец, проблема финансирования процесса управления сменой технологий решается в результате использования следующих перспективных источников, имеющих практически неисчерпаемые ресурсы:
  1. Фонды управления сменой технологий, формируемые в процессе потребительской капитализации средств производства, осуществляемой в глобальном масштабе
  2. Фонды управления сменой технологий, формируемые в процессе образования и опережающего развития глобального рынка прямого синтез-взаимодействия потребителя и производителя в товарной, кредитной, инвестиционной, инновационной, поручительской и иных сферах.
  3. Фонды прямого венчурного финансирования "от Потребителя", которые и обеспечивают финансовую составляющую процесса управления сменой технологий "от Потребителя"