Если представить в самом общем виде ключевые определения, характеризующие ту или иную модель развития общества, то мы получим следующие факторы, то или иное сочетание которых и предопределяет природу и историческую перспективность того или иного типа общественного развития:
- Деларируемое видение природы человека и оснований его поведения (назовем это основание типом дисциплины, к которому как бы обращается общество для обеспечения надлежащего поведения своего члена).
- Реальное отношение к человеку и к основаниям его поведения (типу дисциплины, на которое на самом деле делает ставку общество в лице его властных структур)
- Собственно типы дисциплины, к которым может обращаться общество для обеспечения надлежащего с его точки зрения поведения члена общества. Перечислим эти типы:
- дисциплина палки, в рамках которой человек выбирает ту или иную модель поведения из боязни наказания (физического, административного, уголовного и т.п.), при этом высшей степенью развития дисциплины палки является маниакальная тяга к власти как к способу свести угрозу "палки" к минимуму. Этот тип дисциплины обращен к животной сущности человеческой особи, ("человек человеку - волк!) традиционно поддерживается бюрократией и является единственным основанием для ее существования и, при достаточном развитии, доминирования в обществе;
- дисциплина голода, в логике которой человек действует исходя из страха перед бедностью и отсутствием средств к существованию, при этом вершин дисциплины голода достигают люди, которые весь смысл своей жизни видят в наращивании своего капитала как средстве сведения риска голода к предельно возможному минимуму. Именно на этом типе дисциплины, обращенном к животному эгоизму человеческой особи ("человек человеку - волк"), базируется всевластие бизнеса, именно к нему обращена либеральная химера, прикрывающая свои подлинные цели болтовней о демократии, свободе и равенстве возможностей;
- дисциплина Сердца, побуждающая человека действовать в интересах других людей, всего общества и всего человечества. Этот тип дисциплины является собственно человеческим проявлением стратегического инвестиционного альтруизма, реализует мировидение "человек человеку - Друг, Товарищ и Брат" и доселе в истории человечества в качестве доминирующего на процедурном (технологическом) уровне общества не встречался;
- Дисциплина Духа, раскрывающая все возможности человека для его следования своему призванию, своему высокому предназначению, своей высшей миссии. Этот тип дисциплины является наивысшим, способным к высвобождению бесконечной творческой энергии человека как Образа и Подобия Божия, к проявлению предельных высот Вселенского Инновационного Подвижничества, к утверждению МироВидения "Человек Человеку - Бог!", являющемуся единственным возможным основанием для становления Единого СверхЧеловечества как БогоЧеловечества, единственно способного справиться со всеми стоящими перед нами глобальными и локальными проблемами, выполнить возложенную на нас миссию и обеспечить тем самым уверенные перспективы выживания и бесконечного развития человечества.
С этой точки зрения, решительно поддерживаемой цивилизационной Армос-Концепцией, так называемый социализм представяет собою парадоксальное единство обращения общества к дисциплине Сердца и Дисциплине Духа в сфере общественной риторики с обращением к самой дремучей, самой примитивной, самой варварской практике дисциплине палки в повседневной реальной жизни. Что и предопределяет квалификацию советского социализма как бюрократического тоталитаризма и позволяет именно с этой точки зрения и, соответственно, наиболее полным образом оценивать основные коммунистические концепции. Естественно, именно этот фантастический разрыв между высокой идеологией и низменной технологией общественного устроения и обеспечил, с одной стороны, неизбежный крах такого синтеза "ежа с ужом для получения колючей проволоки", а с другой - сохраняющуюся привлекательность идей и практики социализма для миллионов людей во всем мире.