Домашняя Взаимосвязи Содержание Поиск

ЭкоИнституты
Значимость Значения Концепции Организации ЭкоИнституты ЭкоНачинания

 

[В стадии разработки]

ЭкоДержавы
ЭкоИнфраСреда
ЭкоСтруктуры

ЭкоИнституты как основа выживания и развития человечества

Армос-Концепция инициирует самое важное обсуждение. Не обладая истиной в последней инстанции, но стремясь продолжить путь к ней

Возможно, кому-то те или иные суждения, поддерживаемые Армос-Концепцией, покажутся не вполне привычными. Но здесь следует помнить: старое вино в новые мехи не наливают

В любой цивилизационной концепции есть чрезвычайно серьезная проблема, содержание которой образует сочетание следующих обстоятельств:

  • цивилизационная концепция представляет собою интеллектуальный продукт самого высокого класса сложности, необходимо и самым решительным образом меняющий всю без исключения систему представлений  о человечестве, об обществе и о нашей жизни в нем

  • выражение нового содержания возможно только новыми словами, не несущими в себе "семантического шума", связанного с общественными наслоениями на каждое обихоженное слово

  • применение новых слов, характеризующих новое содержание, в традиционном обществе полностью обречено на провал, поэтому использование старых слов для выражения нового содержания неизбежно, как неизбежна и потеря смыслов, когда говорящий и слушающий в одно и то же слово вкладывают совершенно разное содержание

Поэтому во всех материалах, посвященных теории или практике цивилизационного Армос-Преобразования, стоит помнить о том, что за каждым словом этих материалов стоят, по меньшей мере, три группы смыслов: поверхностный, связанный с прежним значением этого слова; глубинный, описывающий новое его содержание, Армос-Содержание; абсолютный, отражающий новую действительность, к которой идет человечество и каждый из нас

Просто поразительна прозорливость Михаила Булгакова, очень точно заметившего, что разруха не в клозетах, а в головах. Причем разруха эта касается, в первую очередь, не частных проблем (здесь-то как раз согласие достигается значительно легче), а проблем общих, более того, всеобщих. Не в последнюю роль в этой разрухе играют общественные науки, которые, строго говоря, науками не являются, а представляют собою глобальные сервисы, обслуживающие конкретные частные интересы. И нам было дано сомнительное счастье наблюдать, как так называемые ученые-экономисты в советские времена воспевали экономические преимущества социалистического способа хозяйствования, потом вдруг выяснили, что она никуда не годится и воскурили фимиам безудержному бандитизму либерализма, а сегодня устыдились своих заблуждений и заговорили о благой роли государства!

Но без подлинной науки об обществе, то есть без правильного видения предназначения и условий выживания и развития человечества, не может идти и речи о его, человечества то есть, серьезной перспективе. Поэтому, памятуя о важнейшей миссии Цивилизация-Форума, связанной с созданием подлинных оснований научного знания о человечестве, начнем с того, что рассмотрим ключевое понятие всей системы общественных наук, понятие общественного института, который своим конечным предназначением как раз-таки и имеет возвышение разрозненного конгломерата человеческих особей до Единого СверхЧеловечества

Какие ассоциации возникают у российского человека при слове "институт"? Воспоминания или иные чувства, касающиеся получения высшего образования либо организации научно-исследовательской деятельности, прежде всего в сфере военно-промышленного комплекса. На самом же деле общественный институт играет в человеческом обществе ту же роль, что и органы в человеческом теле: они принимают себя заботу о выполнении жизненно важных функций, с которыми в принципе не могут справиться отдельно взятые клетки. И так же как почечная либо сердечная недостаточность зачастую является приговором человеку, столкнувшимся с такого рода грозным недугом, институциональная недостаточность угрожает самому существованию человечества. С чем мы и можем убедиться, видя, как на наших глазах силами бюрократии и бизнеса уничтожается окружающая и питающая нас среда

К счастью, далеко не все ученые готовы продать свою душу дьяволу бюрократии и бизнеса, поэтому в недрах так называемого мэйнстрима экономической науки в первой половине прошлого столетия вызрела ересь, именуемая институционализмом. Эта ересь долгое время не замечалась или высмеивалась трубадурами рыночного фундаментализма, но в последние десятилетия начала приобретать все признаки респектабельности, в том числе приличным перечнем нобелевских премий, хотя не вышла за пределы сервиса и не сумела осознать самое себя. Хотя очень многого добилась (подробнее см. здесь)

Но фирма, при всем к ней уважении, является отнюдь не наиболее значимым для будущего человечества институтом. Куда большее значение, причем значение поистине судьбоносное, имеют, к примеру, такие институты, как бюрократия и бизнес. Именно преодолению их пагубного влияния на человечество и посвящен в своей основе Цивилизация-Форум

Ведь чем характерен, к примеру, такой институт, как бюрократия. Его, правда, обычно называют куда более благозвучным словом "государство" и осуществляют при этом тотальное лингвистическое жульничество, стараясь на подсознательном уровне заложить формулу "народ  - это государство". Мораль: кто против государства, читай, корпорации чиновников, тот против народа. Хотя государство суть корпорация чиновников, обирающих свой народ под прикрытием представления о государстве как подлинном выразителе народных интересов. Это хорошо понимали классики марксизма-ленинизма, определявшие государство как частную собственность бюрократии, но именно дьяволу бюрократического тоталитаризма продали свою душу и советские, и иже с ними коммунисты, равно как и так называемые современные государственники. Поэтому есть смысл присмотреться к институту бюрократии поподробнее и увидеть, что:

  • бюрократия принципиально лжива, то есть она браво принимает на себя ответственность за решение тех задач, которые ей в принципе не под силу, и требует под это у народа отдать ей в управление все его достояние, называя это или общенародной (сиречь ничьей), или государственной, но все равно ничьей же, собственностью

  • бюрократия принципиально безответственна, поскольку ни один бюрократ не может справиться с возложенными на него задачами, поскольку он назначен и наделен ресурсами вышестоящим бюрократом, и так по всей иерархии, а самый высший иерарх не может справиться со взятыми на себя обязательствами гаранта всего хорошего, потому что не хватает ни мозгов, ни времени, а пользоваться чужим ох как сладко, поэтому и обращаются все усилия в пиар, ключевой тональностью которого является вечная песня о главном, о чужих деньгах, про "доброго царя и злых бояр"

  • принципиальная некомпетентность, прикрываемая не менее принципиальной лживостью, в сожительстве со столь же принципиальной безответственностью на фоне присвоения права управления не принадлежащими бюрократии ресурсами, обремененного формальной ненаследуемостью полученных в управление активов, порождает более чем естественную принципиальную вороватость бюрократии. Что вполне объяснимо: коль скоро справиться с возложенными обязанностями невозможно в принципе, то надо хоть успеть порешать как можно больше личных проблем, и в первую очередь - финансовых

Часто употребляемое в вышеприведенном пассаже слово "принципиальное" отражает суть института бюрократии, то есть относится не к конкретному человеку, не к конкретной ситуации, не к конкретным обстоятельствам, а к институту бюрократии как таковому. Не менее принципиальными являются и свойства бизнеса, которые в самом общем смысле можно свести к следующему:

  • принципиальная лживость, определяемая в народном языке как "не обманешь - не продашь", а в экономической теории - как "асимметричность рыночной информации", теория которой в совсем недавние годы была удостоена целой Нобелевской премии по экономике

  • не менее принципиальная безответственность, оформленная (в отличие от бюрократии) в законе: для собственников бизнес-институтов, акционерных обществ, установлена так называемая ограниченная ответственность, что на нормальном языке означает безграничную безответственность, сопряженными с безграничными же полномочиями;

  • беспредельное стяжательство, ставшее смыслом жизни, поддерживаемым всеми без исключения институтами так называемых развитых обществ, и наилучшим образом описанное Марком Твеном в его гениальной Автобиографии: "Из всех бедствий, постигавших нашу страну, Джей Гулд был самым ужасным. Мои соотечественники тянулись к деньгам и до него, но он научил их пресмыкаться перед деньгами, обожествлять их. Они и раньше почитали людей с достатком, но это было отчасти уважением к воле, к труду, которые потребовались, чтобы добиться достатка. Джей Гулд научил всю страну обожествлять богачей, невзирая на то, как их богатство добыто. Я не помню в дни моей юности в наших краях такого поклонения богатству. Я также не помню, чтобы в наших краях о ком-либо, жившем в достатке, было известно, что он добыл свои деньги нечестным путем. Евангелие, оставленное Джеем Гулдом, свершает свое триумфальное шествие в наши дни. Вот оно: "Делай деньги! Делай их побыстрее! Делай побольше! Делай как можно больше! Делай бесчестно, если удастся, и честно, если нет другого пути!"

Различия между двумя институтами, бюрократией и бизнесом, крайне незначительны и касаются достаточно второстепенных деталей. Так, бюрократия разворовывает свою страну без законодательного прикрытия, но с абсолютной силовой защитой, в то время как бизнес в этом своем тщании хорошенько защищен подготовленным бюрократией законодательством, но беззащитен против бюрократии. Кроме того, бюрократия лишена (разумеется, формально) такого важного качества, как наследование располагаемых активов, но это с лихвой компенсируется полем для разворовывания, которым располагают высшие иерархи бюрократии

Таким образом, можно уверенно констатировать: и бизнес, и бюрократия по своей природе вполне заслуживают определения "социоонкология", поскольку так же, как и обычные раковые клетки, бизнесмены и бюрократы:

  • не выполняют функций, которые на них возложены обществом

  • потребляют львиную долю ресурсов организма, лишая питания жизненно важные органы

  • метастазно распространяют свое тлетворное влияние на всю систему жизнеобеспечения организма, стремительно сокращая его жизненный путь

Очевидно при этом, что бюрократия и бизнес являют собою две стороны одной медали, реализующие на практике наиболее правильное определение демократии как общественного устройства, при котором организованное меньшинство имеет по полной программе неорганизованное большинство. Лишним подтверждением этого тезиса (не об имении, а о неразрывном сродстве) является та необычайная легкость, с которой представители так называемой элиты флотируют из бюрократии в бизнес и обратно. На этом фоне достаточно смешно выглядят разглагольствования в России и за бугром о честности, порядочности, верности долгу, отечеству и конституции. Какое предательство народных интересов и государственной тайны может быть в обществе, которое сотворило кумира из тотального стяжательства и воскурило фимиам наиболее рьяным последователям Джея Гулда?!

Естественно, энтузиастам глобального лохотрона, известном обывателю как симбиоз бизнеса и бюрократии, крайне не выгоден тщательный анализ оснований их процветания, институциональной природы бизнеса и бюрократии. Но что делать, ведь именно эти институты сыграли решающую роль и в разрушении экологии нашей сказочной планеты, и в растлении души человеческой, и в унижении Духа человеческого?! Для тех же, кто не очень понимает силу институтов, следует  напомнить не только неоспоримое "Власть человека портит", но и результаты известного психологического эксперимента, состоявшегося в тридевятом царстве, в одном весьма развитом государстве, в совсем по историческим меркам недалекие времена

Суть эксперимента была более чем проста. В качестве экспериментаторов взяли группу друзей, которые были, что называется, не разлей вода, и ввели в тюремное институциональное поле. То есть: одних определили надзирателями, других - заключенными, при этом порекомендовали в обязательном порядке сохранять дружественные отношения. Эксперимент пришлось срочно прекратить после того, как "надзиратели" начали избивать и всячески измываться над "заключенными", отказывавшимися точно следовать своим "институциональным" ролям

Именно поэтому, повторимся, предметом цивилизационного преобразования человечества, осуществляемого Цивилизация-Форумом как институциональным по своей сути форумом, является преобразование его институтов и высвобождение на этой основе высших, собственно человеческих качеств людей, раскрытие их созидательной энергии, порождаемой бесконечной мощностью Искры Божией, коей наделен каждый из нас, но кою каждодневно и целенаправленно хоронит бизнес и бюрократия через платоновскую систему образования. Но как здесь не вспомнить бессмертное: кто тут временные? Слазь! Кончилось ваше время! Наступает время ЭкоИнститутов как институтов, обеспечивающих самоосуществление каждого члена общества в частности и всего человечества в целом, самоосуществление, осуществляемое в режиме наибольшего благоприятствования природе и наивысшей экономической эффективности

Естественным является вопрос - каким образом будет происходить институциональное преобразование таких присохших к сердцу институтов, как бизнес и бюрократия (к слову, под бизнесом в Армос-Концепции понимаются только принимающие решения собственники бизнеса, а под бюрократией - только влияющие на финансовые решения чиновники), Существуют три основных пути:

  1. Путь революционный, являющий собою торжество бессмысленной и разрушительной ненависти, преследующий, как правило, достаточно деструктивные цели захвата властных позиций и собственности, но в силу того, что он попутно сметает прежние институты, приносящий иногда более или менее долгосрочную пользу обществу

  2. Путь эволюционный, содержанием которого является социальное броуновское движение, предельно неэффективное в условиях прогрессирующей нелинейности общественного развития, но весьма милое сердцу носителей социоонкологии, привыкших ловить рыбку в мутной воде и родивших для этого целую кучу теорий типа "разделяй и властвуй"

  3. Путь трансформационный, единственно достойный разумного человечества и позволяющий добиваться наилучших результатов в любых условиях, прежде всего в современных условий ускорения общественных перемен, поскольку придерживается разработки и реализации осмысленных и продуктивных трансформационных программ

Разумеется, Армос-Концепция последовательно придерживается трансформационного подхода как единственно возможного в современных условиях. Этот подход в нашем случае ориентирован на применение следующих основных решений, которые можно определить в своей совокупности как метод вытеснения или метод социальной шагреневой кожи:

  • поддерживаемые Армос-Концепцией общественные институты должны строго соответствовать всем требованиям действующего законодательства страны приложения усилий и быть нацеленными на решение общественно значимых и наиболее актуальных для населения страны задач

  • эти задачи должны решаться новыми цивилизационными институтами на многократно более высоком в сравнении с существующими институтами уровне, что позволит последовательно вытеснять институты прошлого поколения из сферы интересов населения страны и переключать их внимание, активы и поддержку на новые конкурентоспособные институты

  • последовательное утверждение различных Армос-Институтов (иных цивилизационных институтов) должно происходить с разных сторон, последовательно обеспечивая формирование единой институциональной платформы, поддерживающей новый тип экономических, социальных и духовных отношений в обществе

Трансформационный путь утверждения новых институтов исключает любую неестественность, произвольность процесса. Лишь там, где новые институты окажутся конкурентоспособнее старых, они захватят лидирующие позиции. Во всех же остальных местах будут доминировать бюрократы и бизнесмены. При этом, по нашим оценкам, первый этап институционального преобразования человечества может завершиться к 2015 году, и эта дата является тем рубежом, к которому уверенно идет Движение ЭкоСоциум, поддерживающее цивилизационную Армос-Концепцию, в том числе - в ее институциональной составляющей. Разумеется, другие цивилизационные концепции, которые могут быть поддержаны Форумом "Новая Цивилизация", в состоянии существенно подкорректировать перспективы цивилизационного преобразования человечества, в первую очередь - в направлении их сокращения

На естественный вопрос, а что же произойдет с людьми, питающимися сегодня от институтов бизнеса и бюрократии, ответ на него более чем очевиден: трансформационный путь вытеснения более эффективными (в том числе коммерчески и социально) институтами институтов бизнеса и бюрократии и иже с ними откроет для бизнесменов и бюрократов принципиально новые пути их собственного самоосуществления, создающие перспективы самопознания, саморазвития и самореализации, принципиально недоступные современному общественному устройству модели "скотный двор навороченный". Кроме того, никто не говорит об исчезновении бюрократов и бизнесменов как класса - ведь не ликвидировала же всеобщая автомобилизация лошадей. Более того, качество и стоимость их отдельных экземпляров выросла за за время торжества автомобиля и самолета неимоверно!

Но если говорить серьезно, то институциональная безграмотность человечества настолько вопиюща, что в голову невольно приходит общеизвестное: если Бог хочет кого-нибудь наказать, он его лишает разума. Вспомним по этому поводу и известное булгаковское, уже упоминавшееся выше: разруха не в клозетах, разруха в головах. Это филигранно точное наблюдение приобретает особое значение в наши дни, когда мы просто вынуждены будем менять самые существенные обстоятельства нашей жизни не ради чьей-то идеи — ради выживания человечества. И главным фактором успеха или неудачи здесь станет, вне всякого сомнения, культура общества, его интеллектуальный и творческий уровень.

Приведем пару примеров на институциональную тему. Наблюдение первое, бюрократическое. Армос-Концепция определяет современную бюрократию как социоонкологию, ведущую, подобно человеческой онкологии, к уничтожению своего организма и, соответственно, самое себя. Этот тезис, представляющийся вполне очевидным, у абсолютного большинства знакомящихся с ним вызывает решительный протест и благородное негодование. Просто потому, что в голове наших людей полная каша с понятиями. Под бюрократией понимают и систему принятия решений, и аппарат управления, и процедурный комплекс, и еще Бог знает что. Хотя на самом деле под бюрократией следует понимать совокупность людей, облаченных правами принимать решения о судьбе значительных активов, не принадлежащих фактически никому. Именно этот феномен ничейной, следовательно, необходимо разворовываемой собственности скрывается под громкими словами о государственном, общенародном и тому подобном достоянии, которое и является системообразующим признаком бюрократии.

Ситуация таким образом понимаемых бюрократов задается следующими важнейшими составляющими:

  1. Они принимают на себя обязательства, с которыми в принципе справиться не могут, поэтому они изначально попадают в ситуацию вынужденной лжи, что оказывает самое негативное влияние на остатки совести у тех немногих, кому удается пронести их через сито отрицательного бюрократического отбора, отсеивающее всех, у кого есть чувство собственного достоинства, чести и самодостаточности, на дальних подступах к бюрократическим редутам. Поэтому на вратах бюрократии вполне можно повесить табличку «Оставь порядочность, всяк сюда входящий»

  2. Они принципиально безответственны, поскольку в бюрократии каждый низший уровень необходимо обеспечивается ресурсами и иными необходимыми возможностями высшим уровнем, который, в свою очередь, зависит от своего начальства и т.п. Главный же бюрократ не отвечает ни за что, поскольку на нем лежит так много, а времени и сил у него так мало!..

  3. Они управляют не принадлежащими им ресурсами, которые они не могут наследовать, но которые являются естественным «кормлением» для них, тем более что спросить с них за расхищение вверенных активов некому, кроме своего брата-бюрократа, поэтому внутрикорпоративная солидарность и безусловная лояльность по отношению к вышестоящему бюрократу окончательно превращает бюрократию в своего рода бригаду по расхищению так называемой общенародной (государственной) собственности и имитации бурной деятельности в пользу своего народа

  4. Важной характеристикой бюрократии является возможность силового принуждения своих сограждан к обеспечению интересов бюрократии, при этом собственные интересы бюрократов всегда выдаются за интересы народа, а составляемое бюрократами законодательство самым серьезным преступлением полагает посягательства на интересы бюрократов, одновременно полностью освобождая их от ответственности за расхищение общенародного достояния (государственной собственности) в случае, если учтены интересы всех причастных бюрократов

  5. Сочетание этих качеств бюрократии (некомпетентность, безответственность, доступ к колоссальным «ничьим» богатствам и возможность силового подавления посягательств на собственные интересы приводит к тому, что единственно возможным рациональным типом поведения становится стяжательство, не имеющее ни границ, ни пределов. Собственно сфера попечения при этом рассматривается исключительно сквозь призму «кормления», предмет же попечения бюрократа интересует лишь как ширма для его «дел». Что и определяет социоонкологическую природу бюрократии.

Выдающимся достижением мировой бюрократии является тот прискорбный факт, что они настолько «развели» население планеты, что сегодня является едва ли не общим местом убежденность так называемых народных масс в том, что именно государство является подлинным выразителем национального интереса. Хотя еще классикам марксизма было доподлинно известно: государство суть частная собственность бюрократии. И планетарное сообщество, категорически не желая замечать, что король бюрократии в позе общенародного и, тем паче, всечеловеческого попечителя, гол и до невозможности безобразен, в девственной наивности ждет, что так называемые радетели общего блага, под тогу которых рядятся международные бюрократы, вдруг возьмутся за спасение природы, которую при их прямом попустительстве продолжают уничтожать денно и нощно. Не дождутся. Точнее, дождутся, но только глобальной катастрофы, которую смогут пережить весьма и весьма немногие. Да и этому их счастью особо не позавидуешь, ведь совершенно не напрасно выдающийся физик, Стивен Хокинг, понимающий толк в деле, советует переселяться на Луну или куда-нибудь подальше. В советские поры был очень популярен анекдот о диалоге на военном параде по поводу вышедшей вдруг на Красную площадь нестройной толпы суровых мужчин в бобровых шапках. «А это кто? - Госплан СССР. - А они здесь с какой радости? - Обладают исключительной разрушительной силой!». И только теперь мы можем порадоваться, что остальные бюрократии ничуть не лучше нашей, и спасение человечества заключается лишь в том, чтобы отстранить институт бюрократии от управления не принадлежащими ему ресурсами, оставив им технологии выполнения решений, принимаемых подлинно ответственными и заинтересованными собственниками. Поиску путей решения этой задачи и посвящена во многом образовательно-деловая активность Цивилизация-Форума.

Но достижение этой цели практически невозможно в условиях существующего тотального бескультурья и невежества абсолютного большинства членов планетарного сообщества, пребывающих в несчастном неведении, сиречь заблуждении о том, что именно бюрократия, спрятавшаяся под овечью шкуру государства, и есть истинный радетель общих интересов. Поэтому важнейшей задачей Форума является организация подлинно научного, а не политически или коммерчески ангажированного, исследования самых серьезных общественных проблем, в первую очередь - проблем институциональных, с последующим доведением до предельно широкого круга землян существенных элементов новой, более точной картины мира, утверждение которой и является миссией Форума. Но знаний не абстрактных, а знаний конкретных, направленных на утверждение новых институтов, которые Армос-Концепция определяет как ЭкоИнституты

 

© 2007 Институциональное Экологическое Движение "ЭкоСоциум"
Дата изменения: 05.03.2008