|
|
ЭкоИнституты как основа выживания и развития человечестваАрмос-Концепция инициирует самое важное обсуждение. Не обладая истиной в последней инстанции, но стремясь продолжить путь к нейВозможно, кому-то те или иные суждения, поддерживаемые Армос-Концепцией, покажутся не вполне привычными. Но здесь следует помнить: старое вино в новые мехи не наливаютВ любой цивилизационной концепции есть чрезвычайно серьезная проблема, содержание которой образует сочетание следующих обстоятельств:
Поэтому во всех материалах, посвященных теории или практике цивилизационного Армос-Преобразования, стоит помнить о том, что за каждым словом этих материалов стоят, по меньшей мере, три группы смыслов: поверхностный, связанный с прежним значением этого слова; глубинный, описывающий новое его содержание, Армос-Содержание; абсолютный, отражающий новую действительность, к которой идет человечество и каждый из нас Просто поразительна прозорливость Михаила Булгакова, очень точно заметившего, что разруха не в клозетах, а в головах. Причем разруха эта касается, в первую очередь, не частных проблем (здесь-то как раз согласие достигается значительно легче), а проблем общих, более того, всеобщих. Не в последнюю роль в этой разрухе играют общественные науки, которые, строго говоря, науками не являются, а представляют собою глобальные сервисы, обслуживающие конкретные частные интересы. И нам было дано сомнительное счастье наблюдать, как так называемые ученые-экономисты в советские времена воспевали экономические преимущества социалистического способа хозяйствования, потом вдруг выяснили, что она никуда не годится и воскурили фимиам безудержному бандитизму либерализма, а сегодня устыдились своих заблуждений и заговорили о благой роли государства! Но без подлинной науки об обществе, то есть без правильного видения предназначения и условий выживания и развития человечества, не может идти и речи о его, человечества то есть, серьезной перспективе. Поэтому, памятуя о важнейшей миссии Цивилизация-Форума, связанной с созданием подлинных оснований научного знания о человечестве, начнем с того, что рассмотрим ключевое понятие всей системы общественных наук, понятие общественного института, который своим конечным предназначением как раз-таки и имеет возвышение разрозненного конгломерата человеческих особей до Единого СверхЧеловечества Какие ассоциации возникают у российского человека при слове "институт"? Воспоминания или иные чувства, касающиеся получения высшего образования либо организации научно-исследовательской деятельности, прежде всего в сфере военно-промышленного комплекса. На самом же деле общественный институт играет в человеческом обществе ту же роль, что и органы в человеческом теле: они принимают себя заботу о выполнении жизненно важных функций, с которыми в принципе не могут справиться отдельно взятые клетки. И так же как почечная либо сердечная недостаточность зачастую является приговором человеку, столкнувшимся с такого рода грозным недугом, институциональная недостаточность угрожает самому существованию человечества. С чем мы и можем убедиться, видя, как на наших глазах силами бюрократии и бизнеса уничтожается окружающая и питающая нас среда К счастью, далеко не все ученые готовы продать свою душу дьяволу бюрократии и бизнеса, поэтому в недрах так называемого мэйнстрима экономической науки в первой половине прошлого столетия вызрела ересь, именуемая институционализмом. Эта ересь долгое время не замечалась или высмеивалась трубадурами рыночного фундаментализма, но в последние десятилетия начала приобретать все признаки респектабельности, в том числе приличным перечнем нобелевских премий, хотя не вышла за пределы сервиса и не сумела осознать самое себя. Хотя очень многого добилась (подробнее см. здесь) Но фирма, при всем к ней уважении, является отнюдь не наиболее значимым для будущего человечества институтом. Куда большее значение, причем значение поистине судьбоносное, имеют, к примеру, такие институты, как бюрократия и бизнес. Именно преодолению их пагубного влияния на человечество и посвящен в своей основе Цивилизация-Форум Ведь чем характерен, к примеру, такой институт, как бюрократия. Его, правда, обычно называют куда более благозвучным словом "государство" и осуществляют при этом тотальное лингвистическое жульничество, стараясь на подсознательном уровне заложить формулу "народ - это государство". Мораль: кто против государства, читай, корпорации чиновников, тот против народа. Хотя государство суть корпорация чиновников, обирающих свой народ под прикрытием представления о государстве как подлинном выразителе народных интересов. Это хорошо понимали классики марксизма-ленинизма, определявшие государство как частную собственность бюрократии, но именно дьяволу бюрократического тоталитаризма продали свою душу и советские, и иже с ними коммунисты, равно как и так называемые современные государственники. Поэтому есть смысл присмотреться к институту бюрократии поподробнее и увидеть, что:
Часто употребляемое в вышеприведенном пассаже слово "принципиальное" отражает суть института бюрократии, то есть относится не к конкретному человеку, не к конкретной ситуации, не к конкретным обстоятельствам, а к институту бюрократии как таковому. Не менее принципиальными являются и свойства бизнеса, которые в самом общем смысле можно свести к следующему:
Различия между двумя институтами, бюрократией и бизнесом, крайне незначительны и касаются достаточно второстепенных деталей. Так, бюрократия разворовывает свою страну без законодательного прикрытия, но с абсолютной силовой защитой, в то время как бизнес в этом своем тщании хорошенько защищен подготовленным бюрократией законодательством, но беззащитен против бюрократии. Кроме того, бюрократия лишена (разумеется, формально) такого важного качества, как наследование располагаемых активов, но это с лихвой компенсируется полем для разворовывания, которым располагают высшие иерархи бюрократии Таким образом, можно уверенно констатировать: и бизнес, и бюрократия по своей природе вполне заслуживают определения "социоонкология", поскольку так же, как и обычные раковые клетки, бизнесмены и бюрократы:
Очевидно при этом, что бюрократия и бизнес являют собою две стороны одной медали, реализующие на практике наиболее правильное определение демократии как общественного устройства, при котором организованное меньшинство имеет по полной программе неорганизованное большинство. Лишним подтверждением этого тезиса (не об имении, а о неразрывном сродстве) является та необычайная легкость, с которой представители так называемой элиты флотируют из бюрократии в бизнес и обратно. На этом фоне достаточно смешно выглядят разглагольствования в России и за бугром о честности, порядочности, верности долгу, отечеству и конституции. Какое предательство народных интересов и государственной тайны может быть в обществе, которое сотворило кумира из тотального стяжательства и воскурило фимиам наиболее рьяным последователям Джея Гулда?! Естественно, энтузиастам глобального лохотрона, известном обывателю как симбиоз бизнеса и бюрократии, крайне не выгоден тщательный анализ оснований их процветания, институциональной природы бизнеса и бюрократии. Но что делать, ведь именно эти институты сыграли решающую роль и в разрушении экологии нашей сказочной планеты, и в растлении души человеческой, и в унижении Духа человеческого?! Для тех же, кто не очень понимает силу институтов, следует напомнить не только неоспоримое "Власть человека портит", но и результаты известного психологического эксперимента, состоявшегося в тридевятом царстве, в одном весьма развитом государстве, в совсем по историческим меркам недалекие времена Суть эксперимента была более чем проста. В качестве экспериментаторов взяли группу друзей, которые были, что называется, не разлей вода, и ввели в тюремное институциональное поле. То есть: одних определили надзирателями, других - заключенными, при этом порекомендовали в обязательном порядке сохранять дружественные отношения. Эксперимент пришлось срочно прекратить после того, как "надзиратели" начали избивать и всячески измываться над "заключенными", отказывавшимися точно следовать своим "институциональным" ролям Именно поэтому, повторимся, предметом цивилизационного преобразования человечества, осуществляемого Цивилизация-Форумом как институциональным по своей сути форумом, является преобразование его институтов и высвобождение на этой основе высших, собственно человеческих качеств людей, раскрытие их созидательной энергии, порождаемой бесконечной мощностью Искры Божией, коей наделен каждый из нас, но кою каждодневно и целенаправленно хоронит бизнес и бюрократия через платоновскую систему образования. Но как здесь не вспомнить бессмертное: кто тут временные? Слазь! Кончилось ваше время! Наступает время ЭкоИнститутов как институтов, обеспечивающих самоосуществление каждого члена общества в частности и всего человечества в целом, самоосуществление, осуществляемое в режиме наибольшего благоприятствования природе и наивысшей экономической эффективности Естественным является вопрос - каким образом будет происходить институциональное преобразование таких присохших к сердцу институтов, как бизнес и бюрократия (к слову, под бизнесом в Армос-Концепции понимаются только принимающие решения собственники бизнеса, а под бюрократией - только влияющие на финансовые решения чиновники), Существуют три основных пути:
Разумеется, Армос-Концепция последовательно придерживается трансформационного подхода как единственно возможного в современных условиях. Этот подход в нашем случае ориентирован на применение следующих основных решений, которые можно определить в своей совокупности как метод вытеснения или метод социальной шагреневой кожи:
Трансформационный путь утверждения новых институтов исключает любую неестественность, произвольность процесса. Лишь там, где новые институты окажутся конкурентоспособнее старых, они захватят лидирующие позиции. Во всех же остальных местах будут доминировать бюрократы и бизнесмены. При этом, по нашим оценкам, первый этап институционального преобразования человечества может завершиться к 2015 году, и эта дата является тем рубежом, к которому уверенно идет Движение ЭкоСоциум, поддерживающее цивилизационную Армос-Концепцию, в том числе - в ее институциональной составляющей. Разумеется, другие цивилизационные концепции, которые могут быть поддержаны Форумом "Новая Цивилизация", в состоянии существенно подкорректировать перспективы цивилизационного преобразования человечества, в первую очередь - в направлении их сокращения На естественный вопрос, а что же произойдет с людьми, питающимися сегодня от институтов бизнеса и бюрократии, ответ на него более чем очевиден: трансформационный путь вытеснения более эффективными (в том числе коммерчески и социально) институтами институтов бизнеса и бюрократии и иже с ними откроет для бизнесменов и бюрократов принципиально новые пути их собственного самоосуществления, создающие перспективы самопознания, саморазвития и самореализации, принципиально недоступные современному общественному устройству модели "скотный двор навороченный". Кроме того, никто не говорит об исчезновении бюрократов и бизнесменов как класса - ведь не ликвидировала же всеобщая автомобилизация лошадей. Более того, качество и стоимость их отдельных экземпляров выросла за за время торжества автомобиля и самолета неимоверно! Но если говорить серьезно, то институциональная безграмотность человечества настолько вопиюща, что в голову невольно приходит общеизвестное: если Бог хочет кого-нибудь наказать, он его лишает разума. Вспомним по этому поводу и известное булгаковское, уже упоминавшееся выше: разруха не в клозетах, разруха в головах. Это филигранно точное наблюдение приобретает особое значение в наши дни, когда мы просто вынуждены будем менять самые существенные обстоятельства нашей жизни не ради чьей-то идеи — ради выживания человечества. И главным фактором успеха или неудачи здесь станет, вне всякого сомнения, культура общества, его интеллектуальный и творческий уровень. Приведем пару примеров на институциональную тему. Наблюдение первое, бюрократическое. Армос-Концепция определяет современную бюрократию как социоонкологию, ведущую, подобно человеческой онкологии, к уничтожению своего организма и, соответственно, самое себя. Этот тезис, представляющийся вполне очевидным, у абсолютного большинства знакомящихся с ним вызывает решительный протест и благородное негодование. Просто потому, что в голове наших людей полная каша с понятиями. Под бюрократией понимают и систему принятия решений, и аппарат управления, и процедурный комплекс, и еще Бог знает что. Хотя на самом деле под бюрократией следует понимать совокупность людей, облаченных правами принимать решения о судьбе значительных активов, не принадлежащих фактически никому. Именно этот феномен ничейной, следовательно, необходимо разворовываемой собственности скрывается под громкими словами о государственном, общенародном и тому подобном достоянии, которое и является системообразующим признаком бюрократии. Ситуация таким образом понимаемых бюрократов задается следующими важнейшими составляющими:
Выдающимся достижением мировой бюрократии является тот прискорбный факт, что они настолько «развели» население планеты, что сегодня является едва ли не общим местом убежденность так называемых народных масс в том, что именно государство является подлинным выразителем национального интереса. Хотя еще классикам марксизма было доподлинно известно: государство суть частная собственность бюрократии. И планетарное сообщество, категорически не желая замечать, что король бюрократии в позе общенародного и, тем паче, всечеловеческого попечителя, гол и до невозможности безобразен, в девственной наивности ждет, что так называемые радетели общего блага, под тогу которых рядятся международные бюрократы, вдруг возьмутся за спасение природы, которую при их прямом попустительстве продолжают уничтожать денно и нощно. Не дождутся. Точнее, дождутся, но только глобальной катастрофы, которую смогут пережить весьма и весьма немногие. Да и этому их счастью особо не позавидуешь, ведь совершенно не напрасно выдающийся физик, Стивен Хокинг, понимающий толк в деле, советует переселяться на Луну или куда-нибудь подальше. В советские поры был очень популярен анекдот о диалоге на военном параде по поводу вышедшей вдруг на Красную площадь нестройной толпы суровых мужчин в бобровых шапках. «А это кто? - Госплан СССР. - А они здесь с какой радости? - Обладают исключительной разрушительной силой!». И только теперь мы можем порадоваться, что остальные бюрократии ничуть не лучше нашей, и спасение человечества заключается лишь в том, чтобы отстранить институт бюрократии от управления не принадлежащими ему ресурсами, оставив им технологии выполнения решений, принимаемых подлинно ответственными и заинтересованными собственниками. Поиску путей решения этой задачи и посвящена во многом образовательно-деловая активность Цивилизация-Форума. Но достижение этой цели практически невозможно в условиях существующего тотального бескультурья и невежества абсолютного большинства членов планетарного сообщества, пребывающих в несчастном неведении, сиречь заблуждении о том, что именно бюрократия, спрятавшаяся под овечью шкуру государства, и есть истинный радетель общих интересов. Поэтому важнейшей задачей Форума является организация подлинно научного, а не политически или коммерчески ангажированного, исследования самых серьезных общественных проблем, в первую очередь - проблем институциональных, с последующим доведением до предельно широкого круга землян существенных элементов новой, более точной картины мира, утверждение которой и является миссией Форума. Но знаний не абстрактных, а знаний конкретных, направленных на утверждение новых институтов, которые Армос-Концепция определяет как ЭкоИнституты |
© 2007
Институциональное Экологическое Движение "ЭкоСоциум"
|